Слушать и скачать бесплатно "Прощание с Родиной" - mp3, ноты.

Михал Клеофас Огинский - Полонез Прощание с Родиной
 

Полонез Огинского "Прощание с Родиной" - это один из нескольких полонезов польского композитора Михала Клеофаса Огинского. В сборнике полонезов идет под номером 13. Эту музыку можно услышать в московском метро, если пройти без жетона через турнекет, он сигналит этой мелодией :-)

 Михаи́л Клеофа́с Оги́нский (польск. Michał Kleofas Ogiński 25 сентября 1765 - 15 октября 1833) - известный композитор и политический деятель Польши (Речи Посполитой).

Принимая активное участие в политической жизни Польши Огиньский не мог уделять достаточно времени для написания музыки. Поэтому его вклад в музыкальную копилку человечества весьма скромен: опера, несколько романсов, боевые песни, полонезы, мазурки, менуэты, вальсы марши. Особенно прославили его полонезы, которые Огинский преподносил не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепианную пьесу. Полонезы объединяют в себе одновременно лиричность славянской души, меланхоличность, и в то же время боевой настрой, который был так необходим полякам в то время. Самый известный из полонезов Огинского это "Прощание с Родиной". Считается, что полонез был написан во времена освободительного восстания в польше. В котором сам автор принимал участие. Однако точного времени создания произведения не может пока что назвать никто. Есть даже версия, что полонез был написан не Огинским, а кем-то другим.

В марте 1794 года в Польше (тогда Речи Посполитой) произошло освободительное восстание. Предводителем восстания был Тадеуш Костюшко. Огинский всячески поддерживал восстание.

Его избрали в национальный совет. Огинский заявил на одном из собраний совета: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь». За свой счет он создал вооруженный отряд, и сам же его возглавил. Вместо старого герба Огинских он поместил щит с надписью: «Свобода. Стойкость. Независимость».

Свою жену в одном из писем Огинский называл не княгиней, а гражданкой, и просил ее быть экономной и тратить деньги разумно, т.к. они понадобятся на нужды поддержания восстания. Себя же он называл  солдатом революции и гражданином. В то же время Огинский напишет марш на свои слова, это марш будут исполнять многие поляки. Однако не смотря на все старания сподвижников Костюшко восстание обернулось неудачей для них (закончилось оно в ноябре 1794), и тяжело переживалось патриотами Польши. Осознав неизбежность присоединения Речь Посполитой к Российской империи Огинский становится на сторону имперской власти, и становится ее представителем в Польше, пытаясь сделать все возможное для своей родины.

Однако через некоторое время у него появляется необходимость покинуть родину. Он перебирается в Константинополь (1796). Там становится видным деятелем среди польской эмиграции, которая теперь возлагает свои надежды на Наполеона. Наполеону Огинский посветил свою единственную оперу "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" (1799). Во время путешествия по Европе у Огинского пропала надежда на то, что Польша станет вновь независимым государством, и он в конце концов становится сенатором Российской империи (представителем Польши), приезжает в Россию, и поселяется в столице Санкт-Петербурге (1802), где пытается сделать все возможное для блага своей отчизны.

Другие полонезы Огинского:

№ 1 фа мажор, «Полонез смерти»;
№ 2 соль мажор;
№ 3 (сведения есть, но утерян);
№ 4 си-бемоль мажор из 20 тактов;
№ 5 ми-бемоль мажор;
№ 6 до минор (полонез «Прощание», или «Венецианский полонез»);
№ 7 фа мажор «Оптимистический»
№ 8 фа минор ( его тоже называют « Похоронный»);
№ 9 (утерян);
№10 ре минор «Самый грустный»;
№11 соль мажор;
№ 12 соль мажор в четыре руки, позже переделанный на две;
№ 14 до мажор (полонез «В груди у вас»);
№№15,16,17 (утеряны);
№ 18 соль минор;
№ 19 до мажор;
№ 20 фа мажор.

 

 

 


 

 

Hosted by uCoz